Одна из наиболее популярных групп запросов к поисковым системам на тему бизнеса связана с выбором системы налогообложения (общая, упрощенная, ЕНВД) и организационно-правовой формы (ИП или ООО).

Что же выбрать?

Как ни смешно это звучит, лучше вовсе не создавать бизнес-единицу, пока есть малейшая возможность без этого обойтись.

Пока нет дохода — ни к чему и расходы. Хуже того, хлопоты, связанные с регистрацией, арендой офиса и прочими стартовыми процессами могут на некоторое время лишить вас сил, необходимых для запуска собственно дела.

Разумеется, вести бизнес без регистрации — незаконно и неправильно (к счастью, уже многие годы это правонарушение — административное и первый штраф за него относительно невелик, в отличие от второго). А вот создавать бизнес, оставаясь частным лицом — вполне законно.

Даже в достаточно зарегулированных сферах деятельности, таких, как розничная торговля, до начала работы необходимо сформировать ассортимент, найти поставщиков, место для торговли, выбрать оборудование, программу для ведения учета.

Кстати, здесь тоже можно снизить и отложить расходы, так, например, программа «Своя ТЕХнология» имеет бесплатную сетевую версию (до 10 пользователей), а переход на профессиональный вариант с богатым выбором отчетов можно провести за 5 минут.

Если же вы собираетесь оказывать услуги, посредничать, открываете небольшое производство, то здесь промежуток между идеей и необходимостью регистрации может быть заметно большим. Более того, как ни печально, она может и не потребоваться, если спрос на ваши услуги или продукцию окажется слишком низким.

Поэтому победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу

Суньцзы. Искусство войны

Начинать надо не с регистрации, аренды офиса или открытия счета, а с поиска клиентов и оценки реальных возможностей и условий работы с ними.

О способах поиска клиентов можно прочесть в отдельной статье —>

Но вот почва для сотрудничества найдена, покупатель или заказчик готов перечислить аванс или хотя бы подписать договор. Тут наконец и приходит время для «бюрократизации» вашего, уже существующего, бизнеса.

ИП или ООО?

Если выбранный бизнес не требует лицензирования или участия в саморегулируемых организациях, не связан с продажей подакцизных товаров или торговлей с НДС — регистрируйтесь как индивидуальный предприниматель.

У статуса индивидуального предпринимателя есть три потенциальных недостатка, о которых надо знать.

Первый — предприниматель отвечает своим имуществом за выполнение обязательств перед контрагентами и государством (поэтому нечистоплотные бизнесмены редко выбирают эту форму регистрации), причем эти обязательства не прекращаются даже после снятия с учета. Если речь идет о многомиллионных оборотах и небольшом проценте прибыли, подумайте о возможных рисках и способах защиты от них (регистрация ООО, страхование ответственности и т.д.), но добросовестно создавая веб-сайты, торгуя хлебом или делая мебель на заказ вы вряд ли столкнетесь с какими-либо опасностями.

Второй — предприниматель обязан платить взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования (на данный момент порядка 6 тыс. рублей в квартал) независимо от факта получения дохода, наличия кассового аппарата, расчетного счета и т.п.. Поэтому очень важно сняться с учета в налоговой инспекции и пенсионном фонде, если решено прекратить деятельность.

Третий — банки неохотно кредитуют предпринимателей, поскольку сложнее проверить их платежеспособность и финансовую устойчивость.

Все остальные обстоятельства — в пользу статуса ИП: простота и дешевизна регистрации (и снятия с учета), необязательность наличия офиса и расчетного счета, в три-четыре раза более низкие налоги с вашего личного дохода (доход наемных работников, если они у вас будут, облагается так же), легкость вывода денег на личные нужды, меньшие штрафы за некоторые нарушения, возможность работы с личным кабинетом на сайтах ФНС и ПФР без покупки электронной подписи, меньшее количество отчетности (ИП на УСН без работников сейчас всего один отчет в год) и т.д. Не нужен и уставной капитал, обязательный для юридического лица.

Иногда встречаются мнения, что заказчики предпочитают ООО, но их нельзя считать основательными. Ни в государственных, ни в корпоративных тендерах нет дополнительных ограничений на участие ИП (помимо описанных выше для лицензируемой или саморегулируемой деятельности). Даже некоторые крупные торговые сети работают от лица индивидуальных предпринимателей.

Конечно, самый важный критерий выбора — подходит ли вашим потенциальным клиентам сотрудничество с индивидуальным предпринимателем. Этот вопрос можно и нужно задать на предварительных переговорах.

В любом случае, начать деятельность проще со статуса ИП, а если развитие компании потребует создания юрлица — это всегда можно сделать довольно быстро, ИП при этом можно снять с учета быстро и без существенных затрат. Ликвидация же ненужного юридического лица, даже не ведшего никакой деятельности уже заметно сложнее.

Регистрация

Непосредственно на сайте ФНС nalog.ru можно заполнить заявление, заплатить госпошлину (только с ЛИЧНОЙ карточки предпринимателя, то же касается любых других платежей государству), в результате вы будете приглашены в инспекцию на определенную дату для получения свидетельства о регистрации. Кроме налоговой желательно посетить и отделение пенсионного фонда и лично встать на учет. В обеих организациях сразу возьмите реквизиты для перечисления налогов и взносов.

Помощь юриста может быть полезна, но она вовсе не обязательна. Собственно процесс регистрации сейчас очень упростился и получить документы лично в ФНС сейчас проще и быстрее, чем оформлять доверенность юристу.

Таким же образом можно самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо.

Выбор системы налогообложения

Самый главный момент, о котором нельзя забывать — если вы хотите пользоваться упрощенной системой налогообложения, то об этом надо заявить одновременно с подачей заявления о регистрации (в крайнем случае, для перехода на УСН у вас есть 5 дней с момента получения свидетельства).

Подробнее о выборе системы налогообложения – в следующей статье

Скачать / ПРОФ версия / Поддержка / На заказ / Документация / Контакты / Блог / Скайп / +7(863) 279-43-99

Сетевая программа управленческого учета «Своя технология» распространяется в базовой версии на 10 рабочих мест бесплатно, в том числе для использования в коммерческих организациях.
В версии проф – возможность интеграции с АТС, отправки sms; дополнительные отчеты и выгрузка в 1С.